Невероятная история бисквита: как сухой солдатский хлеб превратился в лакомство
30.10.2018
Впервые сливочный бисквит был изготовлен в 1891 году, и уже на протяжении 100 лет он является любимым лакомством людей по всему миру. В нашей статье мы хотим рассказать, как появился этот продукт, какие изменения претерпел.
Двойное рождение: бисквит в древние времена
Рецепт бисквита гениален в своей простоте. Из смеси муки, яиц и сахарного песка получается тесто, которое можно превратить во что угодно. Живописный многослойный торт, сдобный кекс, невесомое пирожное, аппетитный рулет, ароматные пряники и хрустящее печенье – все это бисквит.
Принято считать, что бисквиты придумали в Англии, но археологи возразят: древние персы научились делать бисквитное тесто уже в VII веке до н. э., когда было поставлено на поток производство тростникового сахара. Позже бисквит открыли для себя итальянцы в период Ренессанса, когда воинственным предводителям понадобилось срочно обеспечить свои армии продуктами длительного хранения.
Методом проб и ошибок была выведена формула сухого хлебца, не содержащего масла. Он не отсыревал и не плесневел даже в условиях повышенной влажности. Кстати, само слово «бисквит» происходит от итальянского «бискотто», что значит «дважды испеченный». Тесто действительно запекали дважды – сначала в жаркой печи, потом в более щадящем режиме.
Отличительная черта бисквитного теста – большое количество яиц в пересчете на мучную массу. Ландскнехты в XIII веке не слишком переживали насчет калорий и холестерина, а бисквит давал мощный выброс энергии, позволяя бойко размахивать мечом. Кроме того, яйца выступают в роли клея, придавая готовому бисквиту твердость и упругость. В качестве бонуса прилагается яркий насыщенный вкус. Кстати, в кондитерской «Сладкий экспресс» можно заказать лакомство кондотьеров с доставкой на дом: традиционное итальянское печенье «кантуччи» очень похоже на оригинальные бискотто, облагороженные миндалем.
Классическое тосканское кантуччи с миндальным орехом зарядит энергией для подвигов
Бисквиты при дворе: с корабля на бал
Сухие хлебцы выручали моряков в длительных плаваниях: в британских судовых журналах XV столетия сохранились рецепты «морских хлебов», которые англичане, скорее всего, позаимствовали у средиземноморских народов. Бисквиты были окружены таким почетом, что их даже не облагали налогом.
Однажды «морского хлеба» отведал один из придворных Елизаветы Тюдор. Вкус корабельного бисквита приятно удивил вельможу, и он представил матросское лакомство ко двору, рассчитывая на милость королевы-сладкоежки. С тех пор бисквиты вошли в моду и стали изюминкой придворной кухни. Королевские повара активно экспериментировали с бисквитным тестом, изобретая тысячи сладких начинок из фруктового пюре, джема, шоколада и орехов. Жесткие коржи пропитывали сиропом, кремом или вареньем, а в особо торжественных случаях – коньяком, ликером или ромом. Несладкие бисквиты с сыром подавали как холодную закуску, их полагалось макать в чай.
Франция открыла для себя бисквит в XVII веке по воле случая. Как-то раз один повар из Реймса решил запечь остатки теста, добавив ванили для запаха и щепотку кармина, чтобы скрыть ванильные стручки. Получилось воздушное бисквитное печенье изумительного нежно-розового оттенка. Сметливый кулинар преподнес свое творение в дар королю, и с тех пор высокая французская кухня немыслима без бисквита с кремом.
В XIX веке мода на бисквитные десерты проникла в самые отдаленные уголки Британской империи – Австралию и Новую Зеландию. Королева Виктория тоже обожала бисквит с джемом, и подданные британской короны охотно следовали примеру Ее Величества.
Визитной карточкой австралийской кухни стал бисквит ламингтон, названный в честь английского путешественника Чарльза Кокрэйн-Бэйли, барона Ламингтона. В один прекрасный день к блестящему джентльмену нагрянули гости, а в доме не было ни крошки, за исключением черствого шоколадного бисквита. Пока барон развлекал посетителей светскими беседами, повар порезал залежавшийся бисквит кубиками и повторно запек их с кокосовой стружкой. Гости приняли угощение на ура, а рецепт разошелся по всему Зеленому континенту.
Самый большой ламингтон в Австралии испек шеф-повар Бен Тейлор по случаю открытия нового кафе в горном отеле Binna Burra в 2005 году. Торт-гигант, увековеченный в Книге рекордов Гиннесса, достигал полметра в высоту и 75 см в длину.
Хотите принять гостей по-королевски? Заказывайте классические бисквитные торты в авторской интерпретации шеф-кондитера «Сладкого экспресса» Дмитрия Гунченко – ваши близкие будут в восторге!
Бисквитный торт «Фисташково-брусничный»
Карамельно-слоеный торт «Медовик»: золотой фонд русской кухни в современной версии
Торт «Шоколадный трюфель»: благородная горечь темного бисквита в сочетании со сладким шоколадным кремом
Диетические бисквиты: в шутку и всерьез
В XVIII столетии Европу захватила бисквитная лихорадка, занесенная из Альбиона. Среди утонченных джентльменов считалось особым шиком сидеть на диете из бисквитов, конфет и красного вина, причем все они искренне полагали, что заботятся о своем здоровье! Врачи рекомендовали бисквиты как общеукрепляющее средство при упадке сил. Скандальный лорд Байрон в погоне за новыми спортивными рекордами неоднократно садился на бисквитную диету, а потом сетовал в письмах, что у него никак не получается сбросить лишний вес.
Начиная с середины ХХ века, кондитеры стараются облегчить бисквит, заменяя ненужные калории витаминами и биоактивными веществами. К примеру, в США очень популярен морковный торт, у которого в роли сахарозаменителя выступает тертая морковь. Нежный японский бисквит «кастелла», завезенный в Страну восходящего солнца из Португалии, готовится на меду и зеленом чае, а в шифоновый бисквит добавляют порошок из виноградных косточек, содержащий противосклеротические вещества.
Диетический морковный торт – американский пирог нашего времени
Нежнейший муссовый торт «Ванильно-малиновый» на японском бисквите
Низкокалорийный торт «Лимонный с жасмином»: благородный цитрусовый букет на хрустящем миндальном бисквите
У «Сладкого экспресса» свой ответ на вызов времени – легкие фруктово-ягодные муссовые торты с хрустящей бисквитной прослойкой. Заменив пшеничную муку рисовой, миндальной и кукурузной – с низким содержанием глютена и крахмала, мы сделали десерты практически невесомыми.